Карелия. Калга. 26/07/12 – 12/08/12

ссылка на пикассу на фотографии из Карелии-12

Сразу оговорюсь, что читать мой отчет как руководство к прохождению Калги не стоит. Там есть некоторые технические подробности, но с небольшой информативностью. Вообще-то я считаю, что все пороги стоит просматривать, очень многое зависит от воды. На этой реке особенно это касается 3 порогов – Грива, Голяновского и Офицерский. Также не лишним будет посмотреть и проходы под мостами.
Кроме того, литературной ценностью текст не обладает, так что неинтересно будет читать тем, кто с нами незнаком.

Состав: Таймень-3 «Крокодил»

Женя Чернявский – капитан, ремонтник
Настя – матрос, фотограф

26/07/12 День -3. Старт

Группа «авто» (Лева, Оля, Оля, Миша и собаки) в 19-50 выехала из Киева. Загрузка полная, но т.к. закупка еды планируется в Петрозаводске, а помидоры едут поездом, ехать довольно комфортно. Во всяком случае в салоне вещей нет.
К 23 подскочили к таможне, за 40 минут оформились на украинской стороне (очередь была, но сама процедура заняла полминуты). Зато в очереди на беларусскую таможню простояли 3 часа. Погранцы тыняются, как сонные мухи, хотя ничего конкретного – досмотров, проверок - не происходит, просто лениво бумажки оформляют.
Пока стояли я обзнакомилась с одесситами на крузере. У дядьки на футболке была надпись «Затокский оффроад» или что-то подобное. Я ее прочитала с одобрительной интонаций, а дядька очень удивился, решил, что я по каким-то признакам его узнала. Забыл, видать, что на нем написано.

27/07/12 День -2.

Вырвались с таможни около 3 утра, темно. Принимаем решение ехать до рассвета, чтоб не мыкаться по ночному лесу в поисках ночевки. Около 4 стали возле деревни Антоновка за Гомелем, т.е. плановый километраж сделали. Спим.
Позавтракали, собрались и в 11-30 двинулись дальше. Дорога, погода, настроение – все суперово.
Хотели купить в Довске белорусских хлебов, они хорошо хранятся. Но ничего путного не оказалось, а дальше и магазины не попадались. Перед самой границей до Езериша купили колбасы.
Белорусско-российской границы нет вообще. Т.е. строения есть, а людей нет. Уважительно притормозили и поехали дальше. Часиков в 17 искупались в реке Алоль прям в деревне Щукино.
В Лудонях набрали в колодце воды, чтоб было с чем заночевать.
В Луге оказались около 22, светлого времени впереди еще много, потому решили ехать дальше, ночевать уже за Питером.
Сам Питер проехали ок 24, пятничная пробка была только нам навстречу, то ли в северном направлении едет меньше народу, то ли позасыпали уже все.
В это же время группа «поезд» выехала из Киева в Гомель, там у них пересадка в Мурманский поезд.

28/07/12 День -1.

Мы заночевали возле Сясьстроя, часов ок. 3, т.е. снова дождались рассвета. И снова не нашли местечко с водой, не зря везли. Зато там валом черники. Утром к нам подъехал какой-то сясьстройский дед, собирать там чернику.
Выехали часов ок.11, поевши-попивши.
Олька очень удобный пассажир, спит всю дорогу, стопимся потому мало, соответственно продвигаемся хорошо.
Ок.13 искупились в прелестном Святозере между Лодейным полем и Пряжей, обнаружили там место для стоянки со столом, подъели черники и земляники.
В Петрозаводск попали часам в 14, опередив график на пару часов, что хорошо, т.к. там много дел.
Т.к. регились в КСС, пришлось ехать через центр. Дороги в городе и на подъездах ужасные. Ямы, колеи, разметки нет. Ну хоть город посмотрели. Но в следуюший раз будем звонить. В КСС отставной моряк преклонных лет долго записывал нас на бумажку, потом нашел журнал, присвоил номер 270. Долго расспрашивал нас о Киеве и рассказывал о родичах. Телефон тревелсимовский записывать не пожелал, наказал купить местный мегафон. Но мы его не послушались, потом по телефону оперативному дежурному надиктовали тревелсимовский номер. Кстати, может и зря, т.к. тревел-сим там подключается только к МТС, а МТС есть в Карелии далеко не везде. Наши же Киевстары и Лайфы в роуминге всеядны, кажется.
Вернулись к супермаркету на Окружной (ул.Лесная, 42). Навигатор хотел нас везти старой (уже отсутствующей) дорогой, но Левка вовремя включил мозг. Там же придумалось, что навигатор надо кроме «используйте третий съезд» и «перепроложить» научить говорить еще и «Если вы понимаете, о чем я!»
В Сигме обнаружилось, что в кошельке осталась дисконтная карта с прошлого года. Приятненько.
Перекусили кефирчиками-булочками, чтоб на голодный желудок не ходить по магазину. Вернулись, накупили всего. Т.к. в основном выбором продуктов занимались Олька с Левой, я не всегда успевала их подкорректировать.
Сыпучее оплатили сразу и отправили Мишку пересыпать в имеющиеся бутыли, потом Левка распихал все в багажник, а еще один мешок с легко-мягким привязали поверх байдарок. В салон добавились только расстеленные коврики.
Еды накупили баксов на 300, а предварительно прикидывали 600. Пришлось даже проверять. Но все есть, надо еще пива, а по многим позициям я просто сильно завысила цены.. А, да. Обмен валюты в Петрозаводске только в банке, так что мы едва успели. Надо учитывать это, чтоб не нарваться на выходные и ночи.
Все эти действия растянулись аж до 21, жаль, но сегодня до стапеля не дотянем. Но в общем-то нам можно уже не особо спешить, встреча только завтра вечеором.

29/07/12 День 0. Стапель

Снова ехали «до рассвета», хотя особо и не темнело. За Сегежей на р.Онда заночевали. Хотя «на реке» опять-таки не точно. До воды там не добраться, слишком болотистые берега. Но уже сил не было искать что-то лучшее. А на следующей реке Онигме с моста были видны подходы к берегу.
График мы давно опередили, потому утром дрыхли, ели чернику, пили кофеи и завракали. При выезде я слегка уселась пузом машины на пенек, стремновато.
За каким-то хреном заехали в Кемь (лишних 20 км в один конец) – типа надо узнать, есть ли и проездима ли дорога до Энгозера. В прошлом же году ездили до Амбарного, видели, что нормальная грунтовка. Но решили совесть очистить. Ничего особо не узнали, т.к. Энгозеро относится к Лоухскому р-ну, и кемские дорожники о нем не знают.
Группа «поезд» телефонировала, требовала, чтоб мы сообщили, когда мы будем к ним подсаживаться.
Мы потупили немного в Кеми – перегружаться в поезд лень. К тому же поезд с нашими будет только через 2 часа, и ехать в нем жарко и гадко. Так что мы закупили пива, установили его на собачье место между Михой и Олькой, пристроили сверху гитару, а собак раздали на руки пассажирам. Сбылась Динкина мечта покататься на переднем сиденье. Пошутили, что надо было еще и Олькину собаку взять, чтоб уже и мне собачка досталась.
В Кеми я тупанула и не заправилась, так что пришлось заезжать еще и в Лоухи – еще лишних 20 км в один конец. Но вообще-то надо было этот заезд запланировать, и пиво покупать уже там. Все-таки 300 км с собачкой на руках ехать не айс. Да и бака бензина мне все равно от Кеми до Кеми не хватило бы, а по дороге заправок нет.
Вернулись к нашему повороту. Грунтовка вполне сносная, можно ехать 40-70 км/ч.
Ок. 19-00 мы на стапеле. Отзвонились нашим, до их приезда еще полтора часа. Бегом разгрузились, стали собирать байды. Я еще немного помедитировала над продуктами, отходила от руля, потом присоединилась тоже.
Левка отдал нам собирать Крокодила (шкурка у него покрашена лабораторной краской, и даже глазки-зубки есть), а сам занялся максовой Алю-2. В Киеве нам ее посмотреть не удалось, и, как обычно, что-то гнуто, что-то мято, что-то отломано.
Встретили наших с поезда, они умучены потом и грязью, но готовы в бой.
Привезенные ими наша Таймень Алю-3 и ксюхина Таймень-2 с нерисовской шкурой подготовлены и укомплектованы, так что их сборка – дело простейшей техники. А вот с Алю-2 мужикам пришлось поколдовать. Ну зато за это время девочки успели пересыпать крупы по бутылкам.

30/07/12 День 1.

Переехали на мыс, немного потупили над барахлом, замариновали мясо, искупались и завалились спать. Привычно в рассветные часы.
Утро – в смысле подъем – получилось часов в 12, потом долго герметично паковались, жарили шашлык, купались, собирали грибы и чернику.
Да, вчера на стапеле к нам пришли местные детишки, кидали Динке палку в воду, в итоге она распанахала левую переднюю ногу, да так сильно, что до конца похода потом бегала трехногая.
Левка провел серьезный инструктаж и по общепоходным установкам, и по байдарковождению. Народ слушал внимательно, и правильно, шутка ли – треть группы первый раз в водном походе.
Вышли поздновато, и сразу попали в реку. В пороге под разрушенным мостом Рыба с Юлькой погнули кильсон на Алю-2. И Юлька при просмотре утеряла тапок, вышла в ил и его моментально засосало. На этом же пороге стояли минчане (мы потом с ними пару раз пересекались, даже координатами обменялись).
Заночевали на левом берегу оз.Песчаное.

31/07/12 День 2.

Мишка идет у меня матросом. До капитана он пока не дорос, но матрос уже суперский. Он врубился в управление, получается достойно. Ну и начал получать от этого удовольствие. Немного еще серьезности добавить в вольном хождении – на порогах то он собирается.
Сегодня ДР Юлькиного Льва, она звонила его поздравлять, попутно выяснила, что Дизель (кошка) пропала.
А мы наконец-то вспомнили, что надо позвонить в КСС, сообщить, что вышли на маршрут. На одном из порогов Женька порезал байду так, что пришлось зачалиться и клеиться. Остальные постепенно вернулись к нему и разлагались рядом.
Заклеенные и зашитые вывалились в Поригозеро. Обещанная стоянка на острове занята, прошли немного дальше и стали на правом берегу.
Юлька выставила литр вискаря, а Левка объявил на завтра дневку.

01/08/12 День 3. Дневка

Полупьяные и веселые пошли на ночную рыбалку в 2 байдах. Лева с Олькой, я с Рыбой. Остальные завалились спать. Перед тем Рыба с берега открыл ловлю – окунь. Рыбы как-то не много, вся ловилась с какими-то забавами. То Левка показывал Ольке, как забрасывать спиннинг на точность и попал в щуку. Мы были рядом и вытащили ее подсакой. Больше кило. У нас с Олькой по паре окуней, причем одного из них я вытащила с фразой «смотрите, пионэры, как нало ловить окуня».
Вернулись часиков в 7 и завалились спать.
Целый день разнообразно разлагались, пили вино и виски, ловили рыбу, собирали чернику и трепались обо всем. Каким-то образом мы с Юлькой начали спорить о способах гребли, поняли, что без практики мы друг друга не понимаем, и пошли проверять на воде. Прихватили с собой оставшийся вискарь и спиннинги. Под неспешную болтовню наловили и рыбки – у меня щука, втащенная в байду голыми руками, и стукнутая висковой бутылкой по голове, чтоб не ушла, у Юльки с 10 окуней.
В это время молодежная часть также загрузилась в байды и отправилась ловить рыбу, правда, без такого успеха. В лагере остался один Мишка, он расчехлил гитару и давал концерт. По воде было отлично слышно, и мы даже хотели вернуться послушать, но не могли оставить рыбу и беседы. Заставила гроза.
Юлька сварила уху из мелочевки и голов, а щук пожарила. Мням.

02/08/12 День 4. порог Грива

Вышли против ветра, пересекли Поригозеро и вошли в реку. Снова встретили белорусов на осмотре очередного порога.
У нас с Мишкой едут все собаки, потому на просмотры мы идем с поводком, и в конце порога их вяжем, чтоб не путались под ногами при прохождении. Беготни получается больше, чем у всех, да и после порога приходится чалиться и забирать собак. В этом пороге Женька снова пропорол байду, причалились к собакам в болото.
В это время Рыба обнаружил, что потерял жилет, они с Юлькой отправились вверх по реке его искать, не нашли. Но зато к тому времени, когда они проходили порог, вся остальная команда собралась возле клеящейся байдарки и наблюдала, как они чуть не намотали байдарку на камень. Рыбе пришлось выйти и заканчивать порог самосплавом. Хорошо, что порожек несложный и короткий.
Зато потом, пока ждали высыхания байды, Юлька благополучно поймала 2 щук.
Порог Грива проходили вечером, темновато. Сначала долго осматривали, потом Лева с Женькой провели Крокодила. Вещи мы перенесли, а остальные байды оставили на утро.
Грива двухступенчатая, в первой есть н неприятных камней, невидимых с воды, там надо ставить сигнальщиков. Вторая – за поворотом огромный камень, который по обстоятельствам можно обойти как справа, так и слева.

03/08/12 День 5. порог Грива

Снова долго осматривали Гриву. За это время подтянулись белорусы. Они собирались устроить на Гриве дневку, потому сложили свои вещи возле стоянки и наслаждались нашим прохождением.
У нас же все было очень долго. Юльку переправили на тот берег со страховкой, туда же отправился Женька.
Левка со мной провел Т-3, потом сменил Женьку на том берегу, Женька с Мишкой провели Т-2, потом Лева с Женькой снова поменялись местами и Левка прокатил Ольку. Это заняло огромное количество времени, мимо успели пройти питерцы на надувашках, харьковчане на катамаранах, а бедные белоруссы все ожидали, пока мы освободим стоянку. После прохождения начали неорганизованно собираться, вышли очень поздно, часов в 19 и к порогу Голяновского доползли уже по темноте. Ориентир для осмотра – отмель. Осмотрели его и оставили на утро. Стоянка на правом берегу, кострище прямо у воды, а места для палаток повыше в лесу.

04/08/12 День 6. порог Голяновского

У Женьки ДР. Проинструктированная Настя с одной из раций увела его вперед по бережку, мы же вызвали из по другой рации и спели хеппи бездей. Женька тут же разобрался с подарком, и до конца похода мы его радостно использовали.
Порог снова долго осматривали, переносили барахло. Левка прошел его с Юлькой на Крокодиле, потом со мною на Т-3 Алю и Т-2 Ксю. Алю-2 обнесли, очень уж она хлипкая. Женька Голяновского проходить не захотел, Мишку Лева не пустил. Порог из 2 ступеней, много крупных невидимых с воды препятсвий. На берегу есть табличка о гибели Антона Голяновского, что усиливает страх.
Загрузились в байды с высокого правого берега (там тоже отличная стоянка) и поехали дальше. Добрались до Калгозера, где планировалась дневка. Но время уже протеряно, завтра пойдем дальше.
Места на озере уже заняты, но мы нашли на левом берегу недалеко от входа в реку. С бережка покидали спиннинги, Рыба поймал щуку, остальные понемногу окуней. Женька выставился печеньками и алкоголем.

05/08/12 День 7. порог Офицерский

Олька с Левкой сотворили торт из печенья, сухого молока и литра черники, сбор которой Левка проиграл еще в машине в споре об определении 1-й космической скорости. Вообще у нас команда – за исключением Юльки – выпускники (Миха еще учится) КПНЛ, в смысле 145-й физматшколы. Соответственно, споры и беседы чаше тематические. Вышли в Калгу. Она там течет среди болот, сильно петляет, но течение хорошее. По нашей воде особых препятствий нет, шиверы проходятся любым способом, лишь бы байда ехала носом вперед.
Ближе к вечеру пришли к Офицерскому. Проходить его стремно, Левка хотел его обносить, а на время раздумий устроить перекус внизу порога. Долго ходили туда-сюда, т.к. перекус остался с Юлькой наверху. В это время подощли харьковчане на катах. Они потеряли сзади свою байду, потому хотели ночевать сразу под порогом, в месте нашего предполагаемого перекуса. Их адмирал убедил Левку проходить порог, и 2 байды они провели с Женькой. Другие две обнесли, т.к. проходить уже было темно, да и не понравилось. Обнос же тоже ужасный – длинный, по болоту и с переходом притоков в 2 местах. К тому же погода испортилась, с неба сыплет холодный дождь. Стоянка в этом месте крошечная и противная, в болоте. Решили идти дальше, загрузились и ушли в ночь. Пока занимались осмотрами и обносами, девченки успели раззнакомиться с харьковчанами. Те – матерые и матрасные, угостили нас водкой и подарили на прощанье 3 щук.
А перед тем мы еще салом мерились - у кого круче

06/08/12 День 8. Калгалакша

Перед мостом автодороги вылезли прямо в болото, дотащились до дороги, развели костер и стали ждать рассвета.
Как только рассвело, вышли дальше, добрались до Калгалакши и нашли стоянку с видом на деревню и мост. Спим.
Около 13 вылезли из палаток, Лева, Женя и Настя ушли в деревню докупать сигареты и чай, звонить и договариваться о вывозе. Остальные накупались, приготовили еду, почистили щук и купили семгу. Стоит она там, как в Киеве, но зато свежачок.
Часов в 23 дождались прилива и прошли порог Коровий под мостом (у нас Мишка капитанит) и вышли в губу.

07/08/12 День 9. Море

Погода шепчет, надеемся, что утром будет также. Шли вразвалочку, искали стоянку. Стемнело, а место все не нашлось, несмотря на применение технических средств в виде GPS и раций. Стали на голимом островке Вороний, без камней, без вида на море и вообще без каких-либо интересностей.
Пожарили рыбу, натрескались и завалились спать.
До 12 дрыхли, а потом пошел дождь. Обвесились тентами от дождя и ветра, сделали нодью. Женька с Настей ходили гулять и видели крест на противоположном конце острова. А я сходила в кругосветку и притащила здоровенный мешок грибов. Хотя можно было так далеко за грибами и не ходить, там их полно, так что мы их натушили с пюре.
Собственно – это все. Вычисляем время прилива-отлива и завтра двинем обратно. В море выходить по такой погоде не хочется.

08/08/12 День 10. Стапель

Погода жуткая. Ледяной ветер, дождь. Волны особой еще нет, но для байдарок и этого достаточно.
Если бы нашим не надо было на поезд, я бы сидела до завтра, ждала бы погоды. Но надо ехать, потому погребли, дождавшись начала прилива. Дело в том, что в губе есть морские пороги, и они проходятся только в прилив. А по такой погоде вылезать из байды посреди моря и стаскивать ее с камней совершенно не хочется.
Впрочем, не так страшен черт, как его малюют, 15 км против ветра под дождем позади, и мы в Калгалакше. Там открыта библиотека, в которой сушится и греется несколько групп, в том числе и знакомые уже харьковчане с курцхаром Тайной. Но нам греться некогда, надо спешить к поезду. На скорость разбираем байды, кое-как складываем и закидываем в поджидающую машину. Стоимость вывоза – 800р. с человека, всего 7200, а в Энгозере можно было договориться за 5000.

09/08/12 День -1.

Мокрые и холодные, пожевывая печенье и запивая его свежекупленными молоком, вином и водкой на выбор, доезжаем до Энгозера. Выгружаемся на станции, наконец-то можно зайти в помещение и переодеться в сухое. Я бегу за машинкой – соскучилась, ну и немного волнуюсь, т.к. оставила ее вроде как под присмотром, но не во дворе, а прям на улице. По дороге меня догоняет бус, это харьковчане. Они меня подвезли до Туксона, я рассчиталась и приехала на станцию. Делим вещи и оставшиеся продукты, ехать-то еще далеко. Грузим нашу поездную группу, потом неспешно уже упаковываем Туксон. Около 6 утра выметаемся из Энгозера.
Не доезжая несколько км до трассы становимся на ночевку возле озера.
Проснулись часиков в 11, сварили борщ, собрали по последней для нас в этом году чернику, засыпали сахаром – будет сувенирчик. Уезжать из Карелии не хочется, несмотря на холод и периодически начинающийся дождь. Но – пора.
Без особых приключений доехали до Петрозаводска, снова заехали там в супермаркет – прикупили творога и колбасы, чтобы не морочиться с готовкой сегодня, и завтра успеть в Питер. По Петрозаводску снова блудили.
А вот перед Олонцом меня словили гайцы – превышение скорости. Выписали штраф, враги. Тут проблемка, надо было платить в Карелии, а я отложила на завтра. А завтра было уже в Ленобласти, заплатить можно только в отделении Сбербанка, всякие банкоматы принимают только областные платежи. В самом же Питере найти нормальное отделение Сбербанка с операционисткой, а не с продажей юбилейных монет или обслуживанием юрлиц, оказалось проблематичным. Так и висит пока этот штраф.

10/08/12 День -2. Питер

На ночлег стали в обнаруженном по дороге туда месте на Святозере. Встали по будильнику, часов в 8. Да, озеро отличное, и место прекрасное. Можно было бы накупаться там, только вот погода не позволяет. Но Левка и Олька все-таки рискнули, и головы помыли.
В Новой Ладоге взяли собачьи справки.
И вот мы в Питере. Погода отвратная, то моросит, то дует. Сухих и чистых вещей у нас немного, в бомжеватом виде идем бродить по культурным местам, попутно поискивая отделение Сбербанка. Красиво, конечно, и спасибо Ольке за интересную экскурсию, но все-таки надо разделять поход и культурную программу. Машину оставили в улочках примерно в середине Невского проспекта, т.к. была пробка. Пока дошли до Эрмитажа замерзли и промокли, дети с собаками остались на площали, а я поехала на троллейбусе за машиной. Еще немного поколесили по городу, но смотреть уже ничего не хотелось, тела просили отдыха. Заночевали за Лугой на озере Врево, местные дачники показали нам дорогу к рыбацкой стоянке, попросив не мусорить там.

11/08/12 День -3.

Утром приехали рыбаки, поставили палатку и начали впотреблять водку. Мы же в это время неспешно собрались, сварили кашесуп из остатков всего, 3 раза искупали Динку, которая вываливалась в рыбных останках. И поехали себе.
Очень хочется домой, в теплое и сухое. Потому Беларусь пролетели на одном дыхании, и уже перед самой границей, на окружной Гомеля снова оказались гайцы – превышение в населенном пункте, где ограничение 40. Пуганули они меня штрафом на мильон бел.руб = ок.тыщи гривен, но удалось их упросить взять 300 русских рублей. Они же сказали, что на тп Новая Гута – Новые Ярыловичи очередь в полтораста машин. Похоже на то, движение было по трассе оживленное. Потому мы им поверили, вернулись на окружную Гомеля и свернули на тп Комарин-Славутич. Он в стороне, мало кто туда едет. Но мы посчитали, что 100 км все равно быстрее, чем 150 машин.

12/08/12 День -4. Финиш

В Комарине было машин 30, но в очереди мы провели больше часа. Таможенники нас устало пропустили, а вот ветврач выдал, что по правилам, если 3 собаки в одной справке, то надо платить пошлину. Украинские погранцы не остались в долгу, оформили нас довольно быстро, но тоже придолбались к собакам. Оказывается, пока мы ездили, вышло новое постановление, согласно которому собак надо декларировать. Но раз уж мы везем их домой и при вывозе не декларировали, то можно этого сейчас не делать, главно не говорить тому страшному дядьке-таможеннику в окошечке. Убиться веником, где логика? Вырвались с таможен в полпятого.
Становиться на ночлег нет уже никакого смысла. Едем домой спать. Приехали ок. 7, Ольку отправили спать к Мишке, родители на югах, а сами завалились.
ВСЁ!
Теперь разгрузка, стирка, сушка, раздача и передача забытых вещей, передел денег, обмен фотками и впечатлениями.