Отчет о походе по Закарпатью. Август 2004 года

Состав группы:

Взрослые: Женя – руководитель группы, единственный мужчина «в доме», Оля Лейнова, Оля Луговая – я.

Дети: Оля (15 лет), Валя (12), Лева, Кирилл, Виталик – по 14 лет, Егор (13), Олег (11). Девочки – Женины дочки, Егор и Олег – Ольгины сЫночки.

Маршрут : от Синевира до Рахова (мы его так и не прошли). Изначально планировалось подняться от с.Синевир на хр. Пишконя, спуститься в селе Усть-Черная, вновь подняться в селе Яблуныця и через полоныну выйти в Рахов. Ничего этого мы не сделали, т.к. описание было от другого маршрута, совсем не детского. Мы поднялись на хр. Пишконя, скатились с него в другом конце с.Синевир, переехали в … (не знаю), поднялись на какой-то хребет, спустились с другой его стороны в Комсомольское, доехали с грибниками до Усть-Черной, закупили продукты. Поднялись в селе Яблуныця, посидели там 2 дня с дождем, грозой, ветром, туманом (только снега не было) и снова спустились в Яблуныцю, т.к. не успевали на поезд. Оттуда автобусом до Рахова и поездом до Киева.

Теперь подробнее – по дням.

12/8 вечером – выезд из Киева.

13/8 около 10-00 – Воловец. Там нас встречал Женя с микроавтобусом, который доставил нас до с.Синевир. (по 15 грн. с носа). На выезде из Синевира позавтракали и отправились вверх по реке. Дорога сразу начала путаться, теряться (так было все время). Женька нас периодически корректировал, но в итоге гору пришлось штурмовать в лоб. Поднялись до подножия горы Негравець и там заночевали.

14/8 дождь, гадостно, туман наверху. Никуда не пошли, решили дневать, тем более, что продуктов море, нести тяжело, чем больше съедим вначале, тем легче идти будет.

Ходили с Олькой на Негравець – еле доползли до половины подъема и обломались. Как завтра пойдем с рюкзаками – непонятно. Пытались убедить Женьку изменить маршрут (интуиция, блиннн, сработала) – отказался. Решили, что если утром будет туман – спустимся в Колочаву и пойдем по полоныне Красной (это мы потом узнали, что она так называется).

15/8 Но утром тумана не было. Поднялись на Негравець, к  середине дня еле добрались до хребта. Нашли чернику, причем в таких количествах! Пошли по Пишконе, тропинка есть, но какая-то не очень уверенная. Вечер близится, а где спускаться на ночевку, совершенно не понятно. На почти ровном месте Ольга упала и растянула лодыжку. Рюкзак тяжеленный, Левка попробовал поменяться рюкзаками, но не долго выдержал. Все-таки они у нас хоть и здоровые лбы, но выносливости пока маловато.

Очень долго спускались по еле заметной тропинке, пока она не пропала совсем. Ломились вниз почти по прямой, в темноте, с подвернутой ногой – скорость черепашья. Удивително, но нашли практически ровную площадку, ручей было слышно, мы с Левкой ходили в темноте на ощупь воду набирать.

Кстать, это был день рождения Егора. Заодно и отпраздновали. Такое вот тринадцатилетие.

16/8 Спустились вниз к дороге и ручью – вчера не дошли совсем капельку. Правда, спускаясь, умудрились заблудиться и часок «висели» на склоне, пока Женя не обнаружил тропинку. (Кстати, если не знать, что там есть выход – ни за что не найдешь. Вообще-то весь склон изрезан ручьями, причем берега у них совсем не пологие, и пройти можно не по каждому ручью. Так что идти траверсами – пересекать склон – нереально). Женька вернулся к нам со словами: «Все в порядке, людей видел, Запорожец». Мы ему долго не верили, думали: шутит, так сказать, боевой дух поддерживает. Оказалось – на самом деле. Заночевали возле ручья.

17/8 С утра (а мы «сильно спортивная группа, рано не выходим»), часиков в 11 пошли по дороге, ведущей, как мы думали, к горе Попадья. После часа пути встретили лесников с бензопилами и автобусом (на базе Урала). Они нам объяснили, что идем мы совсем не в том направлении, а туда, куда нам надо, они будут ехать через часок. Женька хотел отправиться обратно пешком, еле отговорили. Автобусом нас отвезли в Синевир (!). Не удивляйтесь, даже на 200-метровой карте этих Синевиров – 4 штуки (не считая озера). А на самом деле, это все «приселки» - т.е. кусочки разбросанного по многим горам села. И указали дорогу «пойдете мимо трехэтажного общежития, через полчасика, налево». До «общежития» мы дошли часам к 17. Там начинается заповедник НПП «Синевир», какие-то научно-познавательные тропы, урочища рек Черная, Песья. В одной из них дети устроили купанье. Взрослые не примкнули, очень уж вода холодная.

18/8 Продолжили подниматься по дороге. Очень долго ломились вверх по старой дороге, вымощенной кое-где бревнами, потом по тропинке через ежевику. Выбрались на какую-то вершину (видимо г.Малоозерная), помахали рукой соседней г.Попадья. Мы с Женькой попробовали поискать дорогу, пересекли склон, поднялись по ручью на вторую вершину г.Малоозерная. Нашли кусок дороги длиной метров 500 – ни начала, ни конца. Раньше здесь рубили лес и по этим дорогам свозили вниз. Лет через 30, как лес восстановится – снова начнут пользоваться этими дорогами, а сейчас рубят на соседних вершинах.

На обратном  пути нас ожидал сюрприз – несколько белых грибов, самый большой из которых я несла в руках, а остальных штук 15 заполнили большую футболку.

В общем, спустились обратно старым путем.

19/8 Нашли нужную дорогу. Выбрались на полоныну, перевалили через хребет (где – не знаю) и начали спуск в Комсомольское. Только мы сели перекусить – грибники предложили нас подвезти до Комсомольского. Но мы пошли пешком. Тихий кошмар. Дорога идет не вдоль ручья, а по ручью. По обе стороны – крутые склоны. Ноги были мокрые у всех.

20/8 Еще несколько часов спуска по не очень красивой дороге – и мы вышли к месту сбора грибников. Прождав часа полтора, поехали с ними стоя в кузове грузовика. Как они умудряются там удерживаться – не знаю. Мы стояли, вцепившись в борта двумя руками и постоянно «летали». Водитель, выгрузив грибников возле пункта приема грибов (белые – по 5 грн, а у них было по 30 – 100 кг), согласился отвезти нас в Усть-Черную, к хорошему магазину, и там подождать, чтобы отвезти в Яблуныцю. Правда, когда мы вышли из магазина, машины не было… Мы наняли микрик до начала Яблуныци (туда влезли только вещи и пара человек). Честно говоря, уже не хотелось продолжать попытки пройти хотя бы часть маршрута – все устали, описания нет и т.д. Но тут нам встретились 2 барышни с очень накачанными ногами, как выяснилось – чешки. Они шли по нашему маршруту навстречу. Из разговора с ними (на украинско-английском диалекте) выяснилось, что то, что нам осталось, они прошли за 2 дня. Около 19-00 вошли в село, шли по нему часа 2, а оно все не кончалось. Заночевали на покосе у бабульки по имени Марина Николаевна, которая принесла нам пирожков, а потом пришла к нам на водку и песни возле костра.

21/8 Только вышли – нас подобрал самый комфортабельный автомобиль – крытый кузов, поперек которого лежали обитые дерматином доски. Он вывез нас на полоныну – прямая дорога на г.Блызныцю, откуда можно было бы спуститься к г.Рахову, конечному пункту маршрута. Думали, что за оставшиеся дни дойдем. Не тут-то было. Около 14-00 у Егора и Кирилла начали кружиться головы, и, похоже, поднялась температура. Пришлось остановиться. Женька настоял, чтобы мы спустились метров на 100 от хребта, и, как выяснилось, не зря. Вечером пошел дождь. Ночью он плавно перешел в грозу, я такого ужаса раньше не переживала. Молнии били очень часто и близко. К утру дождь перестал.

22/8 Зато наполз туман. Хребет (100 м) не был виден совсем, туман периодически сгущался, причем так, что не было видно траву под ногами. Дети вроде температурить перестали, видимо это была реакция на быстрый подъем. Но мы все равно никуда не пошли – в такой туман нельзя идти даже по дороге. Потом поднялся ветер, он дул вверх по склону и нам удалось устроить из тента и полиэтилена защиту от ветра и периодически начинавшегося дождя.

Как только дождик переставал – собирали чернику. Ее там полно! Потом я решила, что без грибов мы жить не можем (а ели мы их на ужин каждый день), и отправилась вниз. Заблудиться там невозможно даже в тумане – верх с низом не перепутаешь, а ручьи ограничивали очень небольшой участок склона.

Около 17-00 стало очень холодно, ветер резко изменился, теперь он дул вниз по склону. Тент сорвало, мою палатку почти сложило. Пришлось в спешном порядке оттаскивать ее в лес. Женькина осталась на месте, они ее прибили дополнительными растяжками. После ужина быстренько убрались спать – очень уж холодно, ветрено и противно. Полночи я прислушивалась к вою ветра – мне все время казалось, что Женькину палатку сорвало и надо бежать их спасать.

Кстати, об амуниции. Фонарей у нас осталось только 2 – другие 2 вышли из строя, лампочки, батарейки, вообще непонятно что. Стрёмно, конечно. Экипировка должна быть хорошей!

23/8 Ветер прекратился, туман рассеялся, выглянуло солнце. Мы очень долго решали, куда идти. Очень хотелось направо, к Рахову. Но не рискнули – дороги не знаем, а поезд 25-го в 1-30. Т.е. в Рахове надо быть 24-го. Осталось 2 дня. Вернулись в Яблуныцю, снова 2 часа шли по ней. Скучно. Зато я купила килограмм сушеных грибов за 75 грн. В Киеве такого не купишь (тем более, что могут быть и чернобыльские). Заночевали между Яблуныцей и Лопуховым. По дороге купили пива, но мне показалось мало, я вернулась в село за добавкой и заодно выцыганила у хозяйки полкаравая только испеченного домашнего хлеба. Я за него, конечно, заплатила, аж целую гривну, но тетка не особо хотела продавать. Хлеб я несла под свитером, чтоб не остыл – пошел как праздничный пирог.

Кстати сказать, в селах почти в каждом доме (ну, это я вру, но в каждом пятом – точно) домашние магазинчики. Пиво, воду, консервы, крупы, хлеб – все это можно купить.

24/8 Дождались автобуса Лопухов – Тячев около 13-00. По дороге я вязала. Разговорилась с севшим рядом дядькой, ля-ля-тополя, и как только появилась мобильная связь (Киевстар, ЮМС еще позже), дядька договорился с каким-то товарищем, который встретил нас в Тячеве и на микроавтобусе отвез в Рахов. Таким образом около 18-00 мы уже были на месте. И устроились в парке ждать поезда. Дети переиграли в контакт, квача, во что угодно.

25/8 В 1-30 погрузились в поезд – сонные, замученные.

С 10 до 12 – выход во Львове – вагон прицепляют к другому поезду.  Пошли за продуктами, бездарно, всей толпой шлялись от вокзала к базару.

В поезде отъедались, отсыпались, решали кроссворды и щелкали семечки.

26/8 в 00-01 поезд прибывает в Киев. Хорошо, что всех встречали.

В общем, неплохо, но надо, конечно, знать дорогу и быть порешительней. Дорога домой была очень долгой – автобус, микрик, поезд – а могли бы успеть, если бы напряглись, в Рахов. Да и вообще, могли бы переть напролом, потом бы из любой точки спустились бы.  А в остальном – что еще надо человеку? Совсем отключились от быта, от повседневки. Нагрузились по полной программе – ноги гудели еще пару дней в Киеве. Насмотрелись на карпатские красоты – полоныны, и ручьи. Наелись грибов, черники. Наотдыхались в общем.